В четверг, 15 августа, в день празднования Румынской Православной Церковью праздника Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Путна отметил свой главный Престольный день.
Божественную литургию совершили: Высокопреосвященнейший Николай, Митрополит Северной и Южной Америк (Румынская ПЦ); Высокопреосвященнейший Игнатий, митрополит Франции, Западной и Южной Европы (Антиохийская православная Церковь); Высокопреосвященнейший Пимен, архиепископ Сучавский и Рэдэуцкий. Также, исполняя благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в торжестве принял участие Преосвященнейший Фома, епископ Бронницкий, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. В дар от Донской обители Путненскому монастырю был преподнесен набор шитых покровцов, писаные образы Донской Богоматери и свт. Тихона, Патриарха Всероссийского.
***
Монастырь Путна называют «Иерусалимом румынского народа» главным образом потому, что здесь покоятся останки святого воеводы Стефана Великого, пожалуй, самого любимого и почитаемого румынского правителя. Великий Стефан правил с 1457 по 1504 год — самое продолжительное правление в румынской истории. Из всех господарей Молдавская летопись его единственного называет царем. За время своего царствования Стефан Великий одержал победу в 34-х из 36-ти сражений за независимость Румынии. В память о каждой победе он основывал монастырь или воздвигал храм.
Путна стала первой и самой известной обителью, построенной святым правителем в 1469 году. В этих местах, в двух километрах от монастыря в каменной пещере подвизался его духовный отец — преподобный Даниил Отшельник. Его келья до сих пор привлекает многочисленных паломников. С тех пор уже больше 500 лет Путна является важнейшим духовным, историческим и культурным центром Румынии. Трижды — в 1871, 1904 и 2004 годах — здесь проходили общенациональные празднества. Современная летопись монастыря гласит: «Это были высокие моменты, когда румыны, собравшиеся здесь, в румынском Иерусалиме, доказали, что они единый народ с единым Богом, единой верой и единым крещением. Это были всплески воскресения и глубокого пробуждения веры в то, что действительное возрождение невозможно без единения в молитве, в вере и надежде на Божью заботу. На этих торжествах могила Стефана, великого и святого, была названа “алтарем национального самосознания”».