07 сентября 2019 года для многих москвичей случилось радостное событие – в Столицу были принесен ковчег с частицей мощей великого угодника Божия – святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского.
Святыню встречали благочинные и священнослужители Южного и Северо-Западного московских викариатств в аэропорту Внуково-3.
Сразу по прибытии было совершено краткое молебное пение, после чего Святые мощи были доставлены в Большой собор Донского монастыря г. Москвы, где будут находиться до 16 сентября.
Начиная с 06:00 утра и до 21:00 в обители каждые два часа служатся молебны с Акафистами. На время пребывания Святыни и для спокойного доступа к ней все монастырские богослужения перенесены в Малый собор.
***
О мощах великого русского святителя Луки Крымского
Путешественники, бывая в Крыму, зачастую заходят и в Свято-Троицкий женский монастырь, который удобно разместился в самом центре Симферополя. Именно там покоятся мощи Святителя Луки. Торопятся к мощам не только христиане, но и не имеющие никакого представления о христианском учении люди.
Всё потому, что из уст в уста передает народная молва истории о том, как и чем помогает Святой Лука Крымский скорбящим и болящим. И, как правило, человек, однажды посетивший эти места, желает узнать подробности о жизненном пути этого удивительного человека, пути полном противоречий и парадоксов.
Парадоксы биографии
Одним из парадоксов его биографии, стало то обстоятельство, что попытки студентов-хирургов советской эпохи узнать об авторе учебника о гнойной хирургии оказывались тщетными — информации нигде не было.
Дело в том, что гениальное исследование, сделавшее прорыв в хирургии, принадлежало не просто профессору, а служителю церковного культа, лауреату Сталинской премии I-й степени. Как такое стало возможным в атеистическом обществе, пропагандирующем несовместимость научного прогресса и религии, числится вторым парадоксом.
Призвание или долг
Завтрашний блестящий хирург-архиерей появился на свет в городе Керчи 9 мая 1877 в семье не совсем удачливого аптекаря Феликса Войно-Ясенецкого. Малыш получил красивое имя – Валентин. Валентин Феликсович (монах Лука) стал третьим младенцем в большой дворянской семье. Его родители отличалась большой набожностью, папа был католического вероисповедания, а мама — православного.
Воспитывались все дети в соответствии с незыблемыми понятиями о долге, чести, ответственности. Поэтому никто сильно не удивился когда талантливый ребенок, успешно занимающийся рисованием, вдруг резко сменил направление своей деятельности и перешел на факультет медицины, решив стать хирургом.
Заниматься живописью юноше очень нравилось, но посчитал себя неправым наслаждаться любимым творчеством, в то время, когда простые люди в сельской глубинке умирали от отсутствия элементарного медицинского сервиса. Очень модная в то время среди интеллигентной молодёжи идея народовольчества, не просто захватила ум и сердце будущего врача, идея служения простому народу стала смыслом всей его жизни.
Имея склонность к гуманитарным наукам, будущему ученому пришлось преодолевать себя, изучая естественные. Несмотря на то, что мозг усиленно сопротивлялся изучению физики и химии, он неожиданно для себя увлёкся анатомией, и блестяще окончил факультет медицины.
Художник со скальпелем: хирург Валентин Войно-Ясенецкий
Получив диплом и женившись, молодой врач много, тяжело, и с большим энтузиазмом начал трудиться в военном госпитале, а затем в земских больницах, параллельно работая над докторской диссертацией. Тонкая художественная натура и любовь к точным формам сыграла не последнюю роль в овладении мастерством хирурга: благодаря точной и четкой работе скальпелем Валентин Феликсович быстро снискал славу высококлассного хирурга.
Он пользовался огромной популярностью у пациентов, его мастерством восхищались опытные коллеги. С особым успехом молодой врач оперировал глазные болезни. Сам о себе Святитель Лука говорил: «Из неудавшегося художника, я стал художником в анатомии и хирургии».
Под игом богоборческой власти
В 1917 году произошло ряд трагических событий, повлиявших на дальнейшую судьбу будущего профессора-архиепископа. Тяжело заболела его верная спутница, и молодая семья в поисках благоприятного климата переезжает в Ташкент. Там их и застала революция.
Через четыре лета после смерти жены, главный врач Ташкентской больницы, профессор Университета принял монашество с именем Лука. А предложение принять епископство в Туркменистане воспринял как волю Божию и дал согласие, надо отметить, что решился на такой шаг он в то время, когда многие священнослужители отказывались от сана, беспокоясь за свою жизнь и благополучие семьи.
Вопрос о том чему посвятить жизнь недолго стоял перед епископом Лукой: он принимает решение совмещать медицинскую практику и служение Богу. Он не был в оппозиции власти, просто поступал по совести: читал проповеди после отслуженной Литургии, любую операцию начинал всегда с молитвы, облачения и крест не снимал ни при каких обстоятельствах, чем удивлял своих коллег и раздражал богоборческую власть.
И она считала своим долгом подвергнуть репрессиям чересчур несговорчивого и рьяного хирурга-священнослужителя. Но в борьбе с верующим ученым Советская власть была вынуждена уступить. В тяжелейших условиях сурового Красноярского края доктор сохранил силу духа и по-прежнему заботился о страждущих и недугующих, служа в храме и оперируя больных.
Признание заслуг
Вторую Мировую Войну Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий застал в очередной, третьей по счету ссылке, тогда работа над очерками по гнойной хирургии была завершена. А накопленные знания в этой области и профессиональные навыки, пришлись как нельзя более кстати в суровые военные дни. Архиепископ Лука возглавил военный госпиталь в Тамбове.
Самоотверженно, не щадя себя работал талантливый врач, день и ночь оперируя раненых, многие из которых были безнадежными, но вновь вставали в строй и защищали страну от фашистских интервентов.
Большая часть Сталинской премии, которая была присуждена епископу Луке за заслуги перед отечеством, была отдана детям, пострадавшим в Великой Отечественной Войне.
Более сорока лет прожил Святитель Лука при советской власти, и своей деятельностью опроверг социалистическую догму, что наука и религия вещи не совместимые. Его перу принадлежат не только более 50 научных работ по медицине, но и ряд неопубликованных работ на религиозную тему (среди них знаменитый труд «Дух, душа и тело», опубликованный лишь после его смерти — в 1978 году во Франции). За заслуги перед церковью был награжден почетным правом ношения на клобуке креста.
На исходе жизни. Похороны
Под конец жизни знаменитый хирург, успешно проводивший операции на глазах и возвращавший зрение многим людям, сам окончательно потерял зрение. В 1955 году ему был поставлен диагноз: далеко зашедшая глаукома. Но и это испытание он достойно вынес, приняв тяжелую болезнь как волю Творца, и до конца дней нес служение на своем посту.
Три дня в храме, где он служил, шли панихиды по усопшему. Жители города и приезжие всё шагали и шагали ради последнего поклона Владыке. Любовь паствы и благодарных пациентов не знала границ. Стояли знойные дни, но народ теснился в душном соборе, не замечая жары и тесноты, ведь врач-пастырь стольких вылечил, стольких утешил, а многим и материально помог.
По узким улочкам Симферополя следом за катафалком шла огромная процессия, настоящая демонстрация. Попытка уполномоченных по делам религии не допустить бурной церемонии прощания провалилась. До самого кладбища люди в знак благодарности устилали путь цветами и пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас». А на суровые требования прекратить пение, следовал короткий, но твёрдый ответ: «Мы провожаем нашего любимого Архиепископа».
Прославление в лике святых и перенесение мощей
1995 год. Имя Св. Луки попадает в число местночтимых святых.
1996 год. Проходит открытие мощей, и при большом стечении христиан (и не только), они были доставлены в первый собор Симферополя — Свято-Троицкий. Общецерковное почитание стало возможным после 2000 года, когда решением Архиерейского Собора Святитель Лука был прославлен как новомученик и исповедник.