Search

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине

СПАССКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Контактные данные

Адрес: 125466, Москва, ул. Новогорская, д. 37.

Телефон: +7 (495) 572-3431

E-mail: kurkinohram@gmail.com

Сайт храма: www.hram-kurkino.ru

Проезд: м. «Речной вокзал», далее автобус №343 до остановки «Захарьинская ул.».
м. «Планерная», далее автобус №268 до остановки «7-й микрорайон Куркина» или маршрутное такси №980 и №981 до остановки «Владимирская церковь» (по требованию).
м. «Сходненская», далее автобус №212 до остановки «Захарьинская ул.».

Расписание богослужений:
— с понедельника по пятницу: 8-00 — Божественная Литургия.
— в праздничные дни по будням: Божественная Литургия в в 7-00 и в 9-00, накануне Всенощное бдение в 18-00.
— по воскресеньям: Божественная Литургия в 6-00, в 8-00, в 10-00, накануне Всенощное бдение в 18-00.
— по воскресеньям: 17-00 — Акафист Владимирской иконе Божией Матери.

Духовенство

Настоятель:
священник Игорь Константинов

Клирики:
священник Михаил Пристая
священник Рафаил Калимуллин

Храм на карте

О храме

Престольные праздники

— Иконы Божией Матери «Владимирской» (3 июня, 6 июля и 8 сентября);
— Свт. Николая Чудотворца (19 декабря);
— Прп. Сергия Радонежского (18 июля).

История

Село Куркино возникло свыше пятисот лет назад и упоминается в летописях великого князя Ивана Калиты в начале 15го века. Местными селами владел боярин Иван Квашня, который во время Куликовской битвы был одним из воевод Дмитрия Донского и командовал Коломенским полком.

Ранее село называлось «Константиновское, Курицыно тож, на речке Всходне». Возможно, что название «Курицыно» (позднее Куркино) село получило от своего владельца, думного дьяка Федора Васильевича Курицына, жившего во второй половине XV в. Это был видный политический деятель, широко образованный, выдающийся дипломат, оказавший большое влияние на внешнюю политику Русского государства при Иване III. В списке думных чинов, составленном в 1497 г., Ф. В. Курицын назван третьим среди дьяков, но с 1500 г. сведения о нем исчезают. Возможно, он подвергся преследованию и наказанию за создание московского кружка «еретиков», как и его брат, Иван Волк Курицын, который в 1504 г. как еретик был сожжен в клетке.

В первой половине XVII в. село Куркино принадлежало двум владельцам. Одна половина сельца с прилегавшими к ней землями составляла вотчину князя Ивана Ивановича Одоевского, который купил ее в 1617 г. у своей невестки. Другая половина сельца, сначала числившаяся за Плакидой Мякининым, в 1622 г. была продана им Тимофею Боборыкину. В 1639-1641 гг. село Куркино купил князь Алексей Иванович Воротынский, боярин и воевода, оказавшийся в родстве с царем Михаилом Романовым благодаря своей женитьбе на Марии Стрешневой, родной сестре царицы Евдокии. После боярина в 1642 г. Куркино и деревня Барашки (ранее пустошь на ручье Меленке) перешли во владение его сына князя Ивана Алексеевича Воротынского, который приходился двоюродным братом царю Алексею Михайловичу, участвовал во всех его походах и занимал высокую должность боярина и дворецкого.

Около 1672-1678 гг. на средства И. А. Воротынского в Куркине была построена каменная церковь во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. На чертеже этого времени рядом с каменной церковью показана обширная усадьба с трехэтажным домом боярина, людскими и служебными постройками вдоль изгороди. В 1678 г. в селе насчитывалось 22 двора конюхов, псарей, сокольников, истопников и 14 крестьянских дворов, в которых жило 48 человек.

После смерти И. А. Воротынского пресекся княжеский род по мужской линии, и вотчина досталась его вдове, княгине Настасье Львовне. Н .Л. Воротынская в 1691 г. променяла село Куркино и деревню Барашки патриарху Адриану, Последний послал в благодарность княгине «образ Пречистой Богородицы Владимирская, оклад и венец» за то, что она «поступилась селом и деревней в дом Пречистыя Богородицы и святейшему патриарху».

Однако очень скоро село утратило прежнее значение. Царь Петр I, не терпевший сопротивления своим реформам со стороны Церкви, после смерти Адриана в 1700 г. не допустил избрания нового патриарха, назначив своей волей «местоблюстителя патриаршего престола». Он поставил во главе Церкви государственный орган – Святейший синод, а все имения патриарха были переданы в Синодальное ведомство, под управление государственных чиновников. Исчезла богатая усадьба, прежде служившая местом отдыха и развлечений именитого владельца, не стало ни псарей, ни сокольников. В 1704 г. в Куркине и Барашках записаны 36 крестьянских дворов, в которых жили 115 крестьян. Сократился и церковный причт – у церкви отмечены только дворы священника Ивана Дмитриева и дьячка Федора Иванова.

В середине XVIII в. куркинская церковь пришла в ветхость. Местные священники Григорий Григорьев и Иван Федоров (с 1757 г.) много раз обращались с просьбами о ее ремонте в Синодальное экономическое правление. Средства для этого были отпущены в 1760 г., и в последующее время проводится «возобновление и починка» церкви. В результате этих работ сохранился основной объем храма, но паперти и крыльцо были утрачены. Первоначальная архитектурная обработка сохранилась только на восточной стене, со стороны абсид, и на световом барабане церкви. Внутреннее убранство храма также относится к XVIII в. Колокольня при куркинской церкви была возведена в 1840-х гг. В приход Владимирской церкви входили кроме Куркина селения Барашки, Кобылья Лужа, Машкино, Филино и Юрово.

В сентябре 1872 г. общество крестьян села Куркина продало 30 десятин земли из своего надела Григорию Анатольевичу Захарьину. Выдающийся русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, профессор и директор терапевтической клиники Московского университета, Г. А. Захарьин был почетным членом Петербургской Академии наук (с 1885 г.). Он часто приезжал в свою усадьбу, построенную около Куркина в долине реки Сходни, подолгу здесь жил, общался с местными крестьянами, помогал бедным хлебом и деньгами, делал взносы в пользу куркинской церкви.

Захарьины участвовали в ремонте 1892 года, на их средства была построена каменная ограда. В 1898 г., было открыто Общество трезвости, в 1899 - церковноприходская школа.

По инициативе дочери Г. А. Захарьина П. Г. Подгорецкой в 1899 г. в Куркине у Владимирской церкви по проекту известного архитектора Ф. О. Шехтеля была построена фамильная часовня. Мозаичное панно внутри часовни выложено по рисунку В. М. Васнецова. В этой часовне были захоронены Г. А. Захарьин, а затем его жена Е. П. Захарьина и сын С. Г. Захарьин.

В годы революции и гражданской войны храм не закрывался, но церковные ценности были изъяты. Богослужение в храме совершалось до 1938 года, когда храм был закрыт и превращен в склад. Официального постановления властей о закрытии не было, и церковная община сберегла внутреннее убранство храма. Верующие каждый год, начиная с 1943, обращались к властям с просьбой об открытии прихода, и в 1946 году просьба была удовлетворена. В 1947 г. церковь вновь открыли.

К 1000-летию Крещения Руси в 1988 году во Владимирской церкви были оштукатурены снаружи стены, внутри промыта живопись на стенах и сводах, покрашен иконостас, восстановлены утраченные элементы резьбы.

3 июня 1992 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, в храме, как и 300 лет назад, состоялось Патриаршее богослужение. После этого Святейший Патриарх Алексий II ежегодно совершал Литургию в храме 6-го июля, в день храмового праздника, в период с 93-го по 95-й год.

Приходская деятельность
  • Катехизаторские беседы перед Таинствами;
  • Воскресная школа для детей;
  • Православный центр «Рассвет»;
  • Социальная служба;
  • Молодежное движение;
  • Воскресная школа для взрослых.