Вечером 6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы епископ Наро-Фоминский Парамон совершил Великую вечерню и Чин прощения в храме равноапостольных Константина и Елены в Митине.
Его Преосвященству сослужило духовенство храма.
В завершение богослужения епископ Парамон обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Для нашей души наступает особое время, которое можно назвать весной духовной. Мы видим, как природа вокруг нас просыпается ото сна, все начинает расцветать, как бы воскресая к жизни после долгой зимней спячки. Также и человек – во время поста он духовно просыпается, начинает восстанавливать в себе богоугодную жизнь. Но, чтобы наполнить этот период смыслом, работой над собой, особой возвышенностью души над земным, нужны особые условия.
Великий пост – не время экспериментов над собой. Это время, когда мы должны обуздать свое тело, покорить его духу, научиться управлять своими чувствами, делами, чтобы они стали более чистыми, возвышенными.
Случается так, что мы вступаем в пост с большим рвением, начинаем очень сильно себя утеснять, так что уже к середине ослабеваем, а ближе к его концу и вовсе можем оставить пост из-за того, что надломились, не рассчитали, поступили безрассудно, возложив на себя слишком много в самом начале. Поэтому не смогли дойти до Пасхи в том же настрое, который был у нас в первый день. Рассудительность во время поста должна быть для того, чтобы свое тело ограничивать ровно настолько, насколько оно может вынести этот подвиг в течение всего периода. Чтобы не надломиться, не пострадать, чтобы своему телу и душе не нанести еще больший вред. Когда человек быстро поднимается, а потом так же стремительно падает, это бывает всегда очень больно.
Поэтому, вступая в Великий пост, каждый из нас должен все делать с рассуждением. В первую очередь мы должны научиться отсекать грех от своей души, своих мыслей, а тем более поступков. Ведь воздержание от греха намного важнее, чем воздержание от пищи. Апостол Павел напоминает о том, чтобы мы не осуждали тех, кто не постится (См.: Рим. 13,11–14,4.), чтобы взяли на себя подвиг и не смотрели по сторонам – кто как живет. Наш взор должен быть направлен в глубину своей души, чтобы мы могли разобраться с собой и научиться воздерживаться от греха.
Воздержание от пищи – вспомогательное средство, но не главное. Пост – это не диета, это целый комплекс внутренних духовных упражнений и работы над собой, помогающих нам отсечь грех и жить в чистоте души и тела. Не все то, что делает человек, является грехом. Когда человек поступает правильно и делает это с рассуждением, тогда любой его поступок может быть угоден Богу. А когда мы себя не ограничиваем, даем свободу чувствам, тогда своей самостью, неразумностью, безрассудством мы причиняем себе боль, а наши добрые дела становятся грехом.
Псалмопевец Давид говорит: “Гневайтесь и не согрешайте” (Пс. 4). Как можно злиться и не грешить? Святитель Иоанн Златоуст отвечает на этот вопрос: “люби грешника и ненавидь грех”. Если ненавидишь грех и злишься на него, такой гнев правильный. А если злишься на человека, обижаешься, поносишь его, стараешься все силы души направить на то, чтобы отомстить ему, правильно ли ты поступаешь? Нет, это грех. Нашу гордость сильно задевает, когда кто-то говорит нам обидное слово. И мы вместо того, чтобы помолиться за этого человека, пожелать ему добра, позволяем обиде глубоко проникнуть в нашу душу и сердце.
Сегодня, вступая в Великий пост, мы просим друг у друга прощения. Каждый день мы молимся Богу и просим, чтобы Он простил нас так же, как и мы прощаем других людей. В молитве “Отче наш” звучат слова, являющиеся для нас моментом правды и суда над самими собой. По этим словам мы можем сделать вывод, насколько мы себя любим, насколько мы внутренне готовы простить другого человека, разрешиться от уз обиды, от которых даже Сам Господь не может освободить человека, если только он сам не скинет с себя оковы рабства греха. Потому что Господь каждому из нас дает свободу, и Он этой свободы никогда не нарушает, ведь невозможно заставить кого-то любить. Там, где в сердце человека есть зло, нет любви, а там, где есть любовь – нет места для зла. Поэтому, если мы хотим, чтобы благодатью Божией были наполнены наши сердца, мы в первую очередь должны избавиться от зла. Чтобы нам не быть рабами греха, а быть рабами Божиими, теми, кто служит настоящей истинной и праведной Любви.
В этот день каждый из нас должен заглянуть внутрь себя, а также посмотреть вокруг, чтобы у всех, кому мы причинили зло, испросить прощения. Господь не принимает никакую жертву, милостыню и добродетель, если человек не прощает другому прегрешений. В этом смысле человек уподобляется Самому Богу, и может быть настолько богоподобным, насколько он способен прощать. Господь нас не наказывает, не казнит за каждый грех, Он проявляет столько милости по отношению к нам, сколько мы подчас не заслуживаем. Бог есть милостивый Отец, Который никого не осуждает и радуется каждому кающемуся грешнику. Поэтому нам необходимо в этот день порадовать и небо, и друг друга, попросить прощения у своих близких, преодолеть свою гордыню, чтобы наступил мир в душе. Самое дорогое что есть на земле – мир внутренний, душевный, ведь его очень тяжело добиться и легко потерять.
Желаю каждому из вас, чтобы Господь даровал вам возможность стяжать мирное духовное состояние и прожить этот пост без греха, в чистоте, в подвиге. Чтобы этот пост был благоприятен Богу и был каждому из нас на пользу».
По традиции, испросив друг у друга и у народа Божия прощения, епископ Парамон и духовенство храма благословили верующих на прохождение поприща Великого поста.