Как вы думаете, в чем главное отличие иконы от картины? Особый стиль? Нет. Нимб и или надписи с именами? Тоже нет. Но чем же они тогда различаются? Ответ на этот вопрос будет таким – они изображают две совершенно разные реальности! Картина передает внешность изображаемого человека и те эмоции, которые эта внешность вызывает у художника. Икона же, передает то самое тонкое, самое сокровенное в человеке, что на самом деле, практически невозможно изобразить. Именно поэтому иконы весьма схематичны и наполнены символами, а разные святые часто обладают очень похожими ликами.
Но что делать, если мы хорошо знаем, как выглядел при жизни изображенный на иконе человек? И что, если он окажется совершенно непохожим на самого себя, не таким, каким мы его знаем по фотографиям? У нас будет постоянное чувство подмены. Именно поэтому иконописцы, не отходя от условности и символизма иконы, стараются все же придать этим святым сходство с их известными изображениями. И тогда мы видим в одном образе как бы две реальности – духовную и материальную.
Иконы бывают разные – и написанные на плоскости, и резные, и объемные, и даже иконы-скульптуры, такие, как, иконы святителя Николая Можайского или преподобного Нила Столобенского, широко известные в народе. Но знаете ли вы, что есть еще и архитектурные иконы? Нет? А между тем, одной из самых древних подобных икон является Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, построенный по задумке патриарха Никона, при котором произошел раскол Русской Церкви.
Патриарх Никон, сподвижник и друг царя Алексея Михайловича, отыскал на берегах реки Истры место, удивительно похожее на окрестности реки Иордан в Иерусалиме. Он очень захотел, чтобы даже здесь, на нашей земле можно было прикоснуться к иерусалимским святыням. Для осуществления этой задумки в Иерусалим были отправлена экспедиция каменщиков-строителей, которые сделали максимально точные замеры храма Гроба Господня в Иерусалиме. Затем по этим чертежам на берегах Истры была возведена копия этой удивительной архитектурной иконы Святой Земли. Точность и бережность, с которой строители подошли к созданию этой святыни, поражает.
Однако со временем в архитектуру все же пришлось внести некоторые коррективы – плоские крыши, уместные для жаркого востока, в наших северных широтах начали протекать, и их пришлось заменить на обычные, скатные. Подземный храм, в котором в Иерусалиме был обретен Честный Животворящий Крест Христов, стал подтапливаться грунтовыми водами. Причем вода стояла там большую часть года. Тогда вокруг этого храма появился глубокий дренажный ров. Да и изменившиеся с течением времени художественные вкусы повлияли на внешний вид храма – в XVIII веке он был ярко декорирован в стиле барокко.
В Иерусалимском храме есть нижний храм обретения Честного Животворящего Креста Господня. Его построили над тем самым местом, где произошло это событие. Давайте вспомним эту историю: равноапостольная царица Елена прибыла в Иерусалим, чтобы попытаться отыскать священные реликвии, связанные со Христом. И в первую очередь обрести Крест Христов. К тому моменту Иерусалим был давно разрушен, и лишь с большим трудом удалось отыскать человека, который показал место, где был погребен Крест Христов. Царица Елена наняла рабочих, которые начали раскопки в указанном месте. Но шли дни, а Крест так и не показывался и энтузиазм рабочих заметно поубавился. Даже обещание большей оплаты взбодрило их ненадолго. Рабочие работали лишь в моменты, когда царица Елена находилась на раскопках. Поэтому, чтобы процесс поиска не прекращался, царица Елена стала проводить там целые дни. Конечно, столь пристальный августейший надзор не понравился ленивым рабочим, и они заявили, что больше не собираются так работать. Елена едва уговорила их поработать ещё один день, а ночью, втайне от всех спустилась в яму и закопала там пригоршню золотых монет. Утром землекопы вырыли этот “клад”, и, ободренные обещанием отдать им всё, что они найдут ценного, с новыми силами взялись за работу. Так они нашли три креста. Когда их вынули, из ямы забил родник.
Но как определить, какой из крестов принадлежит Спасителю? Чтобы узнать это, все три креста были приложены к усопшему, которого несли на погребение. Так, прикоснувшись к Кресту Христову умерший тотчас ожил. Интересный факт – когда в Новом Иерусалиме выкопали подземный храм и место святого источника, из него тотчас забил родник. Так, видимым образом, Господь благословил создание этой иконы в камне – храма гроба Господня.
Узнать подробную историю Воскресенского Новоиерусалимского монастыря вы можете сами, по книжкам и в интернете, да и электрички рижского направления ежедневно доставляют паломников и туристов на станцию Новоиерусалимская, от которой начинается аллея до самого монастыря.
Монастырь особенно хорош именно сейчас – после полной реставрации. Еще не так давно это были живописные развалины. А теперь, это удивительное, ни на что не похожее чудо, блистающее великолепием. Причудливый ритм куполов и крыш, изразцы, украшающие фасады. Большой купол, которому, казалось бы, положено быть наверху, находится в самом нижнем ряду украшений, а малые купола, наоборот, взметнулись в небо. Всё в этом храме необычно, всё исполнено возвышенного вдохновения. Может быть именно поэтому возникает удивительное ощущение, что эта огромная постройка парит в воздухе, не касаясь земли.
Молодежный клуб Храма св. вмч. Димитрия Солунского в Хорошеве побывал в Новом Иерусалиме и насладился всем этим великолепием, и теперь мы хотели бы поделиться с вами этой радостью через наши фотографии. А вы бывали здесь когда-нибудь?