1 апреля 2022 года, в пятницу 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы епископ Наро-Фоминский Парамон совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле.
Его Преосвященству сослужили благочинный Успенского округа иерей Андрей Шумкин, настоятель храма иерей Сергий Елисеев, духовенство храма.
После сугубой ектении архиерей вознес молитву о скорейшем восстановлении мира.
Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Белобородов.
В завершение богослужения епископ Парамон передал духовенству и мирянам Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и обратился к ним с архипастырским словом:
«На каждом богослужении в дни Святой Четыредесятницы мы слышим слова молитвы преподобного Ефрема Сирина. Третья часть этой молитвы звучит следующим образом: “Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков”. То есть мы просим, чтобы Господь открыл нам глаза не на других людей, не на то, что происходит вокруг нас, а чтобы Господь даровал нам видение самих себя, своих грехов. Но как невыносимо трудно бывает человеку увидеть себя таким, какой он есть на самом деле. Ведь человек, просыпаясь каждое утро, как будто надевает какую-то маску – он хочет казаться тем, кем не является на самом деле, он так себя и преподносит в обществе, создавая некий “имидж”. Но при этом внутри себя он подчас переживает совсем другое состояние, которое не хочет показывать другим. Человек пытается забыться во всем внешнем – в поведении, каких-то разговорах, он отвлекает самого себя от того, что происходит у него внутри.
Нам бывает крайне тяжело остаться наедине с самими собой, иной раз нас это даже пугает, потому что мы не знаем, что делать, порой никак не контролируя то, что происходит внутри нас. Однако, не разобравшись даже в самих себе, мы можем давать советы всем, как нужно жить. Не наведя порядок внутри себя, мы знаем, как навести порядок у других – и в жизни, и в мыслях, и в поведении.
Молитва преподобного Ефрема Сирина призывает нас снова вернуться внутрь самих себя. Что происходит, когда человек начинает вглядываться в свою душу и сердце? Если он смотрит на себя через призму своей правды, он во всем себя оправдывает, а если мы посмотрим на себя через призму правды Божией, Его заповедей, Священного Писания, то увидим в своем сердце то, что является крайне неприглядным, то, о чем не хочется никому рассказывать. Единственное, куда это видение нас приводит – на исповедь, где мы перед Богом можем искренне раскаяться. Все неприглядное и нехорошее из своей души мы приносим на суд Божий и просим, чтобы Господь нас простил, чтобы Он помог нам справиться не с теми, кто нас окружает, а с нашими слабостями, изъянами, с тем, с чем мы не хотели бы жить. И мы как бы говорим: “Господи, не запомни нас такими, какие мы есть на самом деле, мы не хотим такими быть”. Когда на исповеди человек по-настоящему раскаивается в своих грехах, он просит Бога дать ему силы, потому что видит свою неспособность справиться со всеми своими слабостями и грехами. Казалось бы, греховная привычка – всего лишь мелочь, но мы знаем, как бывает тяжело от нее избавиться, искоренить ее из своей жизни. Не говоря уже о том, что бывает, когда происходит большое падение, когда человек погрузился в какой-то большой грех – как с этим камнем ему тяжело жить, как это душит его внутренне, как страдает его сердце, как жизнь становится нерадостной. Вроде, все есть, но ничего не радует от того, что на душе тяжело.
О том, что порождает состояние видения своих грехов, преподобный Ефрем Сирин говорит во второй части молитвы – о том, чтобы не осуждать брата своего. Каждый из нас, когда очень внимательно смотрит внутрь себя, на свое сердце, он перестает осуждать ближних. Потому что знает, насколько человеку бывает тяжело справиться со своими грехами. А если мы перестанем осуждать ближнего, то можем рассчитывать на то, что и нас Господь не будет судить по всей строгости закона. Потому что осуждение и суд – это не наше право. Господь говорит “Мне отмщение, Аз воздам” (Рим. 12,19) – то есть, Он Сам будет судить. И когда человек начинает осуждать или судить другого, то он берет на себя Божественные функции. Мы, находясь в греховном состоянии, правильно судить не можем, потому что праведен только один Бог, а у каждого из нас есть свои недостатки, свои взгляды и своя правда. А настоящая правда, истина – это Сам Господь. Поэтому когда мы других людей не судим, тогда и нас Господь не будет судить.
Когда мы смотрим на себя через призму Священного Писания, тогда у нас не возникает желания смотреть за другими, кто как живет. Потому что появляется столько внутренней работы, что за другого человека остается только помолиться, если мы видим, что он страдает. Если никого не осуждаем, то, может быть, Господь позволит нам быть вместе с праведниками только за то, что мы в своей жизни никого не судили и не осуждали.
Будем стараться в дни Великого поста более внимательно относиться к самим себе, к тому, что происходит у нас на душе и на сердце, не осуждать наших ближних, не судить их, а просить, чтобы Господь даровал Свою милость и им, и нам».
изображения не найдены