3 апреля 2022 года, в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, священномученика Владимира Введенского пресвитера, преподобного Серафима Вырицкого, в храме святителя Николая Мирликийского – Патриаршем подворье в Щукине г. Москвы состоялось архиерейское богослужение.
Божественную литургию совершил управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы епископ Наро-Фоминский Парамон. Его Преосвященству сослужили благочинный Успенского округа, настоятель храма иерей Андрей Шумкин, клирики храма и приглашенное духовенство.
После сугубой ектении архиерей вознес молитву о скорейшем восстановлении мира.
Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Фомушкин.
По окончании Литургии иерей Андрей Шумкин от лица прихода обратился к епископу Парамону со словами благодарности за архиерейское богослужение, а также за неизменную заботу и ощутимую помощь в возведении храма. Благочинный отметил особое попечение владыки о всех строящихся храмах на территории вверенных Его Преосвященству столичных округов.
Епископ Парамон поблагодарил отца Андрея за теплые слова приветствия, передал духовенству и прихожанам Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Кирилла и пожелал, чтобы Господь помог во благовремении завершить начатое строительство храма. Затем владыка обратился к верующим с архипастырским словом:
«Любое доброе дело всегда совершается нелегко. Мы с вами знаем, что для того, чтобы сделать что-то плохое, не нужно прилагать почти никаких усилий, потому что при этом мы как бы катимся вниз. А чтобы совершить добрый поступок, нужно напрячь все силы своей души, чего-то себя лишить. В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали о том, как было тяжело отцу, который привел своего бесноватого сына ко Христу. Он просил Спасителя помочь ему, сказав, что уже обращался к Его ученикам, но те не смогли исцелить юношу.
Встречавшие бесноватого человека знают, что это действительно очень страшное зрелище, когда мучимый нечистым духом приобретает совершенно нечеловеческий вид. Господь сказал этому отцу: “Приведите его ко Мне”. Не успев дойти, юноша упал на землю, и бес стал мучить его. Тогда Господь повелевает дьяволу оставить этого несчастного и больше никогда в него не входить. После того, как нечистый дух его покинул, этот молодой человек затих, так что все даже подумали, что он умер. Но он не умер, но получил исцеление. Ученики недоумевали о том, что Господь вроде бы дал им власть исцелять больных, изгонять бесов и, оставшись наедине со Спасителем, они спросили Его, почему у них не получилось этого сделать. Господь ответил, что “сей род изгоняется только молитвою и постом”.
Святая Церковь предлагает нам этот отрывок из Священного Писания в дни Великого поста, чтобы мы понимали, насколько большое значение в нашей жизни имеют пост и молитва, насколько они могут преобразить нашу жизнь, какую благодатную силу исцеления всякого недуга являют эти добродетели.
Сегодня же совершается память преподобного Иоанна Лествичника. Из его жития можно почерпнуть для себя пример постнической жизни, правильного настроя. Кто бывал в тех местах, где подвизался преподобный Иоанн, тот знает, что там очень суровые условия. Это Синайский полуостров, практически пустыня, где царит неимоверная жара. Там повсюду каменистая местность, на которой почти ничего не произрастает. Преподобный Иоанн Лествичник пришел в Синайский монастырь в молодом возрасте, подвизался около 16 лет под руководством своего духовника, затем удалился в пустыню. Многие приходили к нему в это удаленное место, чтобы научиться правильной христианской жизни. После себя святой оставил величайший труд – “Лествицу”, состоящую из 30 глав, как бы ступеней, которые возводят человека от этой суетной жизни к вечному спасению. Читая это произведение, можно подумать, что его автор, преподобный Иоанн Лествичник, держал какой-то особенно строгий пост. Однако, в житии святого написано, что он вкушал ту же предписываемую Уставом пищу, что и братия. Этим он как бы показывает, что пища только помогает человеку, если употреблять ее умеренно, с рассуждением для того, чтобы не надламывать свой организм, не делать из себя больного человека. Организм – как рабочая лошадка: если его перекормить, то он может, взбесившись, скинуть с себя наездника, а если недокормить – то он упадет от нехватки сил, чтобы нести какой-либо подвиг.
Жизнь преподобного Иоанна Лествичника показывает нам пример рассудительности в подходе к каждому подвигу, который мы на себя берем. Чтобы мы поступали во всем с рассуждением, чтобы не ставили над собой экспериментов, возлагая на свои плечи бремя неудобоносимое. Ведь если взять на себя больше, чем сможем понести, мы не доберемся до конца Великого поста, пост нам будет не в радость и, оставив его на полпути, впадем в уныние. В этом случае следует, отложив в сторону эмоции, трезво посмотреть на свои возможности. Лучше удержаться от любого другого зла, которое порабощает нашу душу – воздержаться от плохих помыслов и слов, от просмотра телевизора, и это время, которое высвободится, посвятить горячей молитве Богу. И тогда это воздержание и время поста будет очень благотворно влиять на каждого из нас, если мы его правильно проводим. Оно как будто расправляет внутренний духовный парус и наполняет его свежим благодатным воздухом, и человеку становится намного легче жить из-за того, что с его души снимается бремя греха и страстей.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что любой подвиг может быть приравнен к нулю, если к нему прилепилось тщеславие. И приводит пример, что если у тебя есть какой-то достаток, ты хорошо оделся, то у тебя просыпается любочестие. А если ты знаешь, что у тебя есть хорошая одежда, а ты оделся так, чтобы быть незаметным, но начинаешь кичиться и превозноситься над другими. И так в каждом деле это тщеславие может практически аннулировать любой наш подвиг.
Хочется пожелать, чтобы мы не кичились своей важностью или своими подвигами, чтобы не наполняли свою душу гордостью, а чтобы, с рассуждением подходя к каждому подвигу, просили у Бога помочь нам. И когда у нас что-то будет получаться, чтобы мы не присваивали этот успех себе, а радовались, что Господь дал нам возможность и силы преодолеть искушения, повстречавшиеся на пути нашей жизни. В такой душе всегда просыпается благодарность по отношению к Богу. Если мы будем жить так, то жизнь наша станет совершенно другой – очень радостной и счастливой. Дай Бог, чтобы мы сподобились этого дара, прочувствовали его своей душой и сердцем, ценили и благодарили за это Бога».
изображения не найдены