25 февраля 2023 года управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами епископ Наро-Фоминский Парамон совершил всенощное бдение в храме равноапостольных Константина и Елены в Митине.
Его Преосвященству сослужило духовенство Северного и Северо-Западного викариатств.
Богослужебные песнопения исполнили концертный хор и солисты Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке под руководством профессора Д.А. Онегина, а также приходской хор храма. Хоровыми коллективами было исполнено «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова.
Данное событие состоялось по инициативе епископа Наро-Фоминского Парамона и при поддержке руководства МГИМ им. Шнитке в рамках взаимодействия учебного заведения с Комиссией по работе с вузами и научными сообществами Московской епархии Русской Православной Церкви.
Чистейшее звучание сильных, насыщенных тембров, филигранность интонирования, осмысленность каждого извлекаемого звука коснулись сердца каждого присутствующего и еще более настроили на молитвенное состояние. Части из «Всенощного бдения» Рахманинова были вплетены в службу, чередуясь с основной частью богослужения.
В завершение епископ Парамон поблагодарил исполнителей и руководителя хорового коллектива Д.А. Онегина. Отдельная благодарность была выражена ректору МГИМ им. Шнитке, профессору А.И. Щербаковой за поддержку талантов и за возможность сотрудничества. Гостям были вручены памятные подарки.
* * *
«Всенощное бдение» С.В. Рахманинова по праву считается вершиной русской духовной музыки. Композитор использует подлинные мелодии знаменного, греческого и киевского распевов. Творчески восприняв традиции народной полифонии, массовых сцен из опер М. Мусоргского, церковных песнопений А. Кастальского, С. Рахманинов находит идеальное соотношение между светлыми возвышенными образами и драматическим высказыванием, строгостью формы и свободой в изменчивости музыкальных тем, православным каноном и широтой, гибкостью музыкальной ткани.
Произведение было написано всего за две недели в начале 1915 года, как реакция композитора на события Первой мировой войны. Тревога за судьбу Родины, чувство патриотизма в то непростое время побудило многих композиторов обратиться к корням русской музыкальной культуры. Посвящено «Всенощное бдение» памяти Степана Смоленского — знатока древнего церковного пения, идеолога «нового направления» в церковной музыке рубежа XIX–XX веков.
При сочинении цикла Рахманинов, ориентируясь на стиль знаменного пения, создал свои собственные оригинальные темы. Композитор писал: «В моей Всенощной все, что подходило под второй случай (собственные оригинальные напевы), осознанно подделывалось под обиход».
Интонации знаменного распева присутствуют в его более ранних сочинениях, начиная с Первой симфонии, написанной ещё в 1893 –1895 годах, а также в главных темах Второго (1900 г) и Третьего (1909г) фортепианных концертов. Закономерно и то, что в последних тактах своего последнего сочинения — «Симфонических танцев» — Рахманинов цитирует темы из «Всенощной» (а именно окончание песнопения «Благословен еси Господи»).
По материалам сайта Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке
изображения не найдены